Центробежные насосы - самые распространенные агрегаты, применяющиеся для перемещения жидкостей практически во всех отраслях промышленности. Центробежные насосы с успехом перекачивают воду, химические жидкости, суспензии с плотностью до 1850кг/м3.
1. Рабочее колесо. Оно может быть изготовлено из разных сплавов: чугуна, стали, бронзы или современных инновационных материалов. Наиболее качественными и долговечными считаются колеса, изготовленные из чистой отливки, не требующие обработки внутренних каналов. Чем выше качество изготовления рабочих колес, тем у насоса выше степень кавитационной устойчивости. Лучшим материалом для рабочих колес считается бронза.
Рабочие колеса могут быть открытого типа или закрытого. Первые не имеют кожуха - покрывногодиска, поэтому их лопатки открыты. В колесах этого типа проще и удобнее чистить внутренние каналы, они больше подходят для работы с вязкими и сильно загрязненными жидкостями.
При изготовлении центробежных насосов наиболее предпочтительны закрытые колеса. Наличиепокрывного диска положительно сказывается на КПД агрегата. Он не снижает напор от колеса.
2. Вал насоса.Насос обычно изготавливается из кованной мартеновской стали, в особых случаях из особой легированной стали с добавками никеля или хрома, или ванадия. Если насос будет использоваться для перекачивания агрессивных и едких сред, то он изготавливается из спецсортов нержавеющей стали.
Валы разделяются на жесткие и гибкие. Из-за высоких чисел оборотов насосов, валы рассчитываются на критическое число оборотов. Жесткие валы используются, если рабочие числа оборотов меньше критических, гибкие, если больше критических.
3. Сальники необходимы для уплотнения места, где вал насоса выходит наружу. Сальник, который располагается со стороны всасывания служит для предотвращения попадания внутрь воздуха. Сальник, который находится со стороны нагнетания предохраняет насос от утечки жидкости. Сальник может изготавливаться из хлопка, пеньки, бумаги, асбестовых шнуров, пропитанных маслом с графитом. С всасывающей стороны деталь оснащается водяным затвором, состоящим из кольца, к которому подводится из напорной линии жидкость. Если насос используется для перекачки жидкостей высокой температуры, используются сальники снабженные охлаждающими рубашками.
4. Подшипники используются чаще всего с чугунными вкладышами и с баббитовой заливкой. Смазка берется кольцевая, иногда может быть с охлаждением водяной рубашкой или змеевиками. Также в качестве подшипников могут использоваться роликовые или шариковые подшипники и с густой и с жидкой смазками.
5. Корпус насоса обычно изготавливается из чугунного литья. При более высоком давлении больше 40—50am корпус должен быть изготовлен из стального литья. В корпусе внутренняя полость с каналами должны быть полностью гладкими. Любые шероховатости могут снизить КПД агрегата. Корпус может изготавливаться в двух конструктивных вариантах:
Первый вариант более легок для монтажа и обслуживания. В корпусе высверливаются отверстия для подсоединения арматуры: спускных кранов, манометров, вакууметров, заливочных приспособлений и пр.
6. Направляющий аппарат обычно делается цельнолитым из чугуна, иногда из бронзы.
7. Уплотняющие кольца, как и большинство конструктивных элементов, также изготавливаются из чугуна или бронзы. Иногда это может быть закаленная сталь. В современных конструкциях чаще применяются резиновые кольца для уплотнения.