В составе используемых в промышленных целях топливе, технических жидкостях, машинных маслах, газах, часто присутствуют примеси в виде соединений парафина или водных частиц. Подобные включения, при наступлении определенных условий, приводят к резкому снижению полезных свойств основных веществ, или даже делают последние совсем непригодными, так как даже мелкие твердые вещества, парафин или вода, в состоянии привести к существенному ухудшению работы тех механизмов, которые используют данный вид топлива, техническую жидкость, масло или газ.
Чтобы сохранить нормальный режим работы оборудования и избежать нанесения ему вреда, были разработаны фильтры-сепараторы, призванные отделять механические примеси, соединения парафина и дисперсные капли воды от масел, топлива, газов и жидкостей.
У фильтров-сепараторов чаще всего промышленная область применения, из-за чего данный вид оборудования причисляют к промышленному. Каждый агрегат может отличаться функциональностью, методом крепления и местом монтажа, поэтому используемые в промышленных целях фильтры-сепараторы бывают:
- цеховыми;
- межцеховыми (их еще называют магистральными);
- рукавными;
- сливными (часто применяются для сливно-наливных операций с ГСМ).
Рукавные фильтры-сепараторы обычно выполняют технические задачи либо будучи предварительно закрепленными (при помощи соединения фланцем), либо в составе смежного оборудования (соединяются с ним маслобензостойкими рукавами). Подобный уровень мобильности делает возможным применение в самых различных объектах рукавных фильтров-сепараторов, могущих передислоцироваться (например, фильтры данного типа часто устанавливают на бензовозах из состава мобильных АЗС).
Зависимо от очищаемого вещества фильтры-сепараторы бывают топливными, газовыми (газовыми осушителями), масляными.
Конструктивные особенности и принципы работы фильтров-сепараторов
Конструкции фильтров-сепараторов бывают нескольких видов. Как правило, в их составе 2-3 секции фильтроэлементов, производящих поэтапную очистку от грубой до тонкой. Например, те фильтры-сепараторы, которые в промышленных условиях очищают сжатый воздух от твердых включений, масла и водяных капель, оснащены картриджами, в которых первые стадии очистки воздуха осуществляются центробежными уловителями (циклонами), которые создают вращающийся воздушный поток, направленный к фильтровому отстойнику, расположенному внизу корпуса.
Находясь под непосредственным влиянием центробежной силы, твердые примеси, а также капли масла и воды, отделяются от воздушного потока и конденсируются на внутренней поверхности стенок фильтра, после чего накапливаются в отстойнике. Завершающая тонкая очистка от мельчайших включений, размер которых не превышает 0,1 мкм, и крайне малых масляных и водяных капелек, выполняется в последнем фильтроэлементе (включающем тончайшие полимерные волокна, выполненные в виде слоев) на заключительной стадии. Выведение очищенного воздуха из фильтра производится посредством специального выпускающего патрубка.
У фильтра-сепаратора, предназначенного для обработки дизтоплива, другой принцип действия.
- Подача топлива в фильтр осуществляется через установленный сверху на корпусе входной патрубок;
- входящие в фильтр, самые крупные водяные частицы оказываются в отстойнике под силой тяжести и инерции;
- топливо продолжает дальше стекать сверху вниз, потом проходит через задерживающий мелкие твердые включения фильтроэлемент;
- те мельчайшие водяные и парафиновые капли, которые на первом этапе не вывелись из топлива, сначала предварительно укрупняются, потом направляются в отстойник вместе с остальными твердыми частицами;
- очищенное топливо в итоге выводится через выходной патрубок, а удаленные примеси выводятся из сливного.
Рабочий процесс фильтра-сепаратора для ГСМ может напомнить работу фильтра-сепаратора, очищающего сжатый воздух. Только в фильтре для ГСМ на входе вместо циклона установлен гидроциклон. Создаваемая гидроциклоном центробежная сила заставляет отделяться от топлива и оседать на внутренних стенках водяные частицы и механические примеси, которые, так или иначе, накапливаются в отстойниках. Во время второй стадии топливо очищается более тонким образом: в нижнем фильтроэлементе от него отделяются самые мелкие загрязнители, такие как мельчайшие частицы масла и воды, которые сперва накапливаются в двух отстойниках, а потом подаются на вывод сливными кранами.